Транспорт в Китае

On In Китай

Транспорт в Китае: поезда и другие способы путешествия по стране

Китай очень большой, особенно для людей, привыкших путешествовать по Юго-Восточной Азии. Однако здесь так много интересных мест, которые стоит посетить, что придумать маршрут в формате «ночью — едешь; днем — смотришь город» не составит проблемы. Транспорт в Китае не сказать, чтобы очень дешевый: поезда будут стоить дороже чем в России, авиабилеты — примерно также, за счет большого количества аэропортов в стране. Впрочем, об этом ниже. Начнем с основного и самого удобного способа путешествовать по Китаю на средние расстояния: поездов.

Содержание поста

Поезда в Китае

Про виды поездов и разновидности мест в них написано подробно на сайте ykitai. Полностью переписывать своими словами статью не буду, скажу лишь что в Китае есть несколько типов поездов в порядке увеличения скорости езды и, соответственно, стоимости проезда: G, C, D, Z, T, K. Места в вагонах тоже бывают разными: 1й и 2й класс в сидячих поездах, купе (soft sleeper) и плацкарт (hard sleeper) в спальных вагонах.

Мы ездили во всех категориях поездов кроме C и D. Везде в плацкарте или сидячих местах 2-го класса. Сидячие скоростные поезда даже 2-го класса не сильно уступают Сапсанам, так что смысла переплачивать за места в 1-м не вижу. Какого-то сильного дискомфорта в хард слиперах также не испытывали, я даже отлично высыпался. Единственное, что реально напрягает — это то, что в плацкартных вагонах курят в тамбурах, при этом дверь между тамбуром и вагоном остается всегда открытой. В связи с этим старайтесь избегать мест в конце и начала вагонов.

Другие особенности китайских поездов

  • Плацкарт от российского отличается компоновкой мест. В каждом отделении по 3 полки с каждой стороны, зато нет боковых мест — там расположены откидывающиеся стульчики, как в российских купе.
  • В китайских поездах не принято сидеть на нижней полке соседа, поэтому все или лежат на своих местах или сидят в проходе.
  • Сразу после посадки, если вам не до конечной, вы сдаете свой билет проводнику, он вам взамен дает пластиковые карточки. Билеты он складывает себе в книжку, чтобы с утра растолкать вас. Делается это достаточно грубо и сильно заранее, но это лучше, чем пропустить свою станцию.
  • Туалеты, как правило, в ужасном состоянии. Лишний раз желания заглянуть туда у вас не возникнет, поэтому все дела лучше сделать заранее.
  • Помыть руки, почистить зубы и умыться можно не в туалете, а в тамбуре — там стоят раковины на открытом пространстве. Благодаря этому сам санузел почти всегда свободен.
  • Еду по вагону разносят на специальных тележках. Тут и снеки, и фрукты, и вареные яйца, и напитки. Мы ничего не покупали, но китайцы достаточно спокойно приобретают еду с тележек, из чего можно сделать вывод, что цены на неё приемлемы.

Как купить билеты на поезда в Китае?

Первая проблема в поездке по Китаю — полноценные билеты на поезд через интернет здесь купить нельзя. К счастью, в последние годы их все-таки можно забронировать. Если читать интернет начала 2010-х, путешественники были лишены и этой возможности :).
Итак, схема, на самом деле, не очень сложная:

  1. Покупаете билет на одном из ресурсов:http://ru.ctrip.com (сайт на русском языке, техподдержка англоязычная). Очень советую первый раз зарегистрироваться и потом под своим аккаунтом совершать покупки. Иначе могут быть проблемы с отменой данных и придется звонить в техническую поддержку.
    https://www.travelchinaguide.com (сайт на английском языке)Я бронировал билеты на обоих, проблем никаких не было. Оба портала берут комиссию за свои услуги, также около 2% списывается за оплату европейской картой (union pay вряд ли у кого есть). Комиссию сайты рассчитывают по разному, на короткие маршруты у ctrip она выходила чуть больше, на длинные — меньше. В целом, можно не запариваться, разница небольшая. У ctrip удобное мобильное приложение, кроме того здесь бывают неплохие цены на перелеты (об этом ниже), так что можно остановиться только на них. Ах да, при покупке билетов смотрите где располагается тот или иной вокзал в городе. Иногда лучше переплатить, чем приехать в точку, расположенную далеко от центра. Нередко, выбирая город, вам будут предложена высадка в ближайшем пригороде из которого будет проблематично уехать дешево.И еще один неприятный момент, которым грешат сервисы — билеты могут быть выписаны не рядом. В ночном поезде мы один раз ехали в разных концах вагонов. В сидячих — в половине случаев места были в зоне видимости, но не рядом. Последнее легко решалось обменом с соседями или пересадкой на свободные места (в скоростных поездах они всегда были). А вот в плацкарте обменяться не получилось.
  2. После оплаты, Ctrip (или travelchinaguide) бронируют билеты у ЖД. Только после подтверждения наличия мест (в рабочее время с 7:00 до 22:00 по пекинскому времени, в течение 2-х часов после оплаты) вам придет письмо с подтверждением и номером заказа. Лучше будет распечатать его, хотя достаточно и записать номер бронирования.
  3. Вот вы и в Китае. Теперь необходимо минимум за час до отправления (лучше больше) прибыть на вокзал и с распечатанными билетами или номерами брони подойти в кассу. В некоторых городах есть кассы для иностранцев, но на деле они вам не понадобятся. Говорить особо не о чем будет 🙂
    Билеты лучше получить сразу на все будущие поездки. Для этого за каждый билет, за исключением тех, поезда которых отправляются с этого же вокзала, придется доплатить по 5 юаней. Сумма небольшая, зато не придется потом бегать по всем вокзалам и тратить время в очередях к кассам. Тем более нередко эти очереди бывают крайне солидными.

Билет на поезд в Китае в 2017 году выглядит вот так.

Вот и всё. Заходите на вокзал (внимание, обратного пути нет, если уже зашли — то назад не выйти :)) и ждете своего поезда. На табло рядом с вашим поездом будет гореть номер зала ожидания. Туда и нужно идти. В зале будет несколько входов — аналогов гейта в аэропорту. Народу может быть очень много!

Минут за 5 до прихода поезда гейт откроют, так что будьте внимательны. Поезда в Китае имеют тенденцию неплохо опаздывать, поэтому следите внимательно за табло и за движением китайцев вокруг. Один раз мы чуть не пропустили посадку, потому что никто не начал двигаться, никаких объявлений не было и лишь на табло поменялись иероглифы.

Возврат и обмен билетов на поезда в Китае

Думаю, информация не будет лишней. Мы менять билеты не планировали, а в итоге сделали это несколько раз. Делюсь опытом.

  • Начнем с приятного — если вы приехали на вокзал раньше положенного времени или решили уехать в другое время, в железнодорожной кассе вам без проблем обменяют билет на более ранний поезд. Абсолютно бесплатно! Лишь бы были места. Невероятно удобно.
  • Теперь о менее приятном: если билет вы уже выкупили, а теперь нужно его сдать — необходимо снова ехать на ЖД вокзал, после чего нажимать кнопку «отмена» в приложении Ctrip. Комиссия ctrip в данном случае возвращена не будет, а жд станция возьмет еще и свою. Деньги за вычетом комиссий вернутся на карту в течение месяца. Нам пришли недели через 3.
  • Если билеты еще не выкуплены — то отменить их можно на ctrip. Комиссия также возращена не будет, перевод тоже около месяца.
  • В самом начале путешествия с нами произошел неприятный случай — в один из билетов я неправильно ввел номер своего паспорта. К сожалению, в этом случае вам на вокзале не помогут. Изменить бронь ctrip тоже не смогут. Единственный выход из ситуации: отменить бронирование и сделать новое. Учитывая, что билеты на поезда в Китае, особенно на праздниках, могут быстро заканчиваться, внимательно проверяйте данные при оформлении.

Перелеты по Китаю

Как я писал выше, в Китае огромное количество аэропортов, поэтому при длительном путешествии по Китаю без самолетов не обойтись.

При покупке билетов через интернет не стоит доверять исключительно aviasales. В Китае есть лоукостеры, места на которые есть только у местных агрегаторов. Самым крупным является как-раз Ctrip. Настолько крупным, что совсем недавно компания купила популярный агрегатор skyscanner.ru. При перелете Сиань-Чжанцзяцзе, мы купили билеты через Ctrip раза в 3 дешевле, чем самые дешевые на авиасейлс.

Каких-то других особенностей при перелетах по Китаю нет. Все стандартно — забронировали; распечатали; прошли контроль, посадку и полетели. Ах да, еда и напитки в залах для внутренних рейсов стоят существенно дешевле, чем при международных полетах.

Перемещение по Китаю на автобусах

Несмотря на отличную сеть поездов и огромное количество аэропортов, в некоторые места удобнее ехать на автобусах. Например, посещение Фэнхуана практически невозможно без этого вида транспорта. Мы ехали в Феникс из Чжанцзяцзе, оттуда же выбирались автобусом до Цзишоу — ближайшего места с железной дорогой.

Самый адекватный сайт по автобусам в Китае: http://www.chinabusguide.com, однако слепо верить ему я бы не советовал. В частотности, мы из Фэкхуана хотели уехать в Гуйлинь на прямом автобусе, однако на форумах нашли сообщение, что в марте автобус просто отменили из-за невостребованности в это время года. Так что прежде всего стоит использовать ресурс для планирования маршрута, а точное время отправления — узнавать на автовокзале.
Автовокзалов, кстати, в городах тоже далеко не по одному, как правило они помечаются по расположению (North, South и т.д.), так что лучше заранее отметьте себе на картах откуда вам нужно будет уехать или куда приехать.

Транспорт в городах Китая

Выше речь шла о том, как путешествовать между городами (и деревнями) Китая. Теперь пару слов о транспорте внутри населенных пунктов.
Если вкратце: всё очень хорошо.

Метро

В крупных городах Китая есть метро, при этом схема покупки билетов во всех из них одинаковая, как и навигационные элементы в подземках.

Купить билет в китайском метро намного проще, чем, например, в Берлине. Вы просто выбираете станцию, на которую нужно попасть в англоязычном автомате, после чего опускаете нужную сумму в купюро- или монетоприемник.
Стоимость поездки зависит от расстояния — самая дорогая поездка, совершенная нами в Шанхае (от аэропорта до центра) не превышала 100 рублей с человека, маленькие расстояния мы ездили по 20-30 рублей.
Метро во всех Китайских городах — самый удобный и быстрый вид транспорта. Потрясает скорость строительства в подземке: еще в 2010 году в Сиане вообще не было метро, сейчас же количество станций уже как в Санкт-Петербурге. Еще пара-другая лет и, уверен, Сианьская перегонит и Московскую подземку.

Метро в Китае — вещь утилитарная, никаких барельефов и лепнины здесь нет, все выполнено в минималистичном стиле. Однако все поезда новенькие, практически на каждой станции чистые туалеты, везде висят электронные табло с информацией на двух языках о текущей и будущей станции, а диктор переводит все объявления на английском. В общем, здесь есть всё необходимое чтобы сделать подземку максимально приятным видом транспорта для огромного количества пассажиров. Единственный существенный минус — метро закрывается рано. В Шанхае уже в половину 11-го вечера, можно не успеть на последнюю электричку.

Городские автобусы

Еще больше в Китае восхищают автобусные сети в относительно больших городах, где нет метро. Мы были в Лояне и из-за плохой погоды, а также абсолютного непонимания, как и на каком автобусе нам нужно ехать, вдоволь накатались на местных автобусах. Общественного транспорта в городе так много, что нередко автобусы одного и того же маршрута соревнуются между собой в скорости. Визуально треть транспорта в Лояне составлял именно этот вид транспорта.
Еще была бы в городе про них информация на английском или водители говорили на нём — цены бы не было этим автобусам :).
А так цены практически нет (в смысле так дешево они стоят) проезду в подобных автобусах. Конкретная стоимость маршрута указана при входе через переднюю дверь, там же стоит коробка, в которую нужно опустить необходимую сумму. Сдачу водитель даст вряд ли, так что готовьте мелочь. Поездка по Лояну в автобусе стоит около 10 рублей, при этом здесь нет зависимости от длины вашего пути.

Такси

Ну и куда уж без такси… Наши люди в Китае в булочную ездят на них свободно. Особенно те, кто боится общественного транспорта (зря). Такси в Китае стоит примерно как в России, проблем поймать его нет ни в одном городе, цена за километр прозрачная и указана, как правило, на автомобиле. Ваша цель — договориться с таксистом, чтобы вез вас по счётчику. Если получится (в деревнях и мелких городах очень вряд ли), то в конце еще и счастливым обладателем чека станете. Uber также по слухам работает, но мы не пробовали.
Зато пробовали от безысходности, перемещаться с вокзала до отеля в Чжанцзяцзе, оттуда к одноименному национальному парку и еще раз 5 во время поездки. Что сказать о длительных поездках и поездках от вокзалов и аэропортов: торгуйтесь ожесточенно! Цену легко можно сбить раза в 3, так что сначала посмотрите на карте какое вам расстояние ехать и прикиньте в уме приемлемую цену, к ней и стремитесь в торгах.
Если вы путешествуете, например, вчетвером: некоторые расстояния между городами вам будет дешевле преодолеть на такси, чем на автобусе. Так, автобус, о котором я писал выше — Чжанцзяцзе-Фэнхуан стоит около 100 юаней, а за 400-500 за всех, думаю, вы спокойно найдете такси и доедете в два раза быстрее.



Booking.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.